?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К Верещагину я всегда относилась равнодушно, батальные жанры не мое. Конечно, как ярому пацифисту, мне его "Апофеоз войны" очень нравится, но всё же верещагинский зал в Третьяковке проходила, особо не задерживаясь.
Потрясающая выставка на Крымском валу пробудила мой интерес к этому художнику, человеку, гражданину.
Жизнь Василия Верещагина (1842—1904) похожа на удивительный приключенческий роман. Он настоящий космополит, жил во многих уголках мира - в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, Москве; ездил в длительные путешествия на Кавказ, в Крым, Туркестан, Индию, Палестину, на Филиппины, Кубу, в Америку и Японию. Как офицер, принимал участие в трех войнах — в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Был тяжело ранен на русско-турецкой войне и погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца "Петропавловск" во время русско-японской войны.
Верещагин работал сериями, в течение нескольких лет обрабатывая результаты своих экспедиций, и экспозиция в Новой Третьяковке выстроена как раз соответственно этим сериям.
Эти серии всегда включали богатый этнографический материал, составлявший наиболее эффектную, зрелищную часть его «репортажей», а выставки Верещагина при жизни всегда превращались в некий перформанс: сопровождались каталогами, содержащими подробный комментарий художника к каждой картине, пояснительные надписи включались и в рамы (оказывается, на раме знаменитого «Апофеоза войны», открывающего выставку в Третьяковке, написано "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим, будущим"), звучала музыка, рядом с картинами выставлялось оружие, костюмы, ковры, украшения, экзотические растения в кадках и т. д. (к этому следует добавить новаторское по тем временам электрическое освещение). В Новой Третьяковке попытались воспроизвести эту Верещагинскую практику, включив в экспозицию разного рода этнографические достопримечательности.




Вот рядом с картиной «У дверей мечети» размещена настоящая дверь XV века из мавзолея Гур-Эмир, усыпальницы Тимура в Самарканде (хранится в Государственном Эрмитаже), а над нею — терракотовая панель из той же усыпальницы.




Итак, первая из живописных серий Верещагина посвящена событиям в Туркестанском крае: выступлению бухарского эмира против самаркандского гарнизона русской армии. Художник дважды был в Туркестане — в 1867–1868 и в 1869–1870 годах. За оборону Самарканда Верещагин был награжден Георгиевским крестом.
Туркестанская серия в основном создавалась по натурным рисункам и живописным этюдам в Мюнхене в 1871–1873 годах.

"После удачи", 1868. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



А вот завершение этого диптиха, - и бухарский солдат, который держал в руках отрезанную голову русского, теперь сам застрелен...

"После неудачи", 1868. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Индийское путешествие Верещагина длилось два года. Его сопровождала первая жена Елизавета Кондратьевна (урожденная Элизабет Мария Фишер), которая вела путевые заметки, ставшие позже основой книги обоих Верещагиных об их поездке.




После туркестанских ландшафтов с их сухостью и неизменной солнечностью, Индия кажется экзотически яркой, роскошной.




В этом путешествии Верещагина очень воодушевляла социально-обличительная идея: он намеревался создать грандиозный цикл на тему «заграбастания Индии англичанами» (так определял свою задачу сам художник), однако замысел остался неосуществленным.
Впоследствии Верещагин, используя привезенный из Индии материал, создал полотно «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884), вошедшее в «Трилогию казней». Оно известно лишь по фотографии. Верещагин изобразил казнь, разработанную британскими войсками во время восстания сипаев (1857–1858), когда приговоренных мятежников расстреливали, привязывая к жерлам пушек. В самой Великобритании картина вызвала жутчайшее негодование и была куплена неизвестным лицом в 1891 году на аукционе в США, её дальнейшая судьба неизвестна. Зато две другие картины трилогии «Казнь заговорщиков в России» и «Распятие на кресте у римлян» впервые можно увидеть, они обе представлены на выставке.
«Распятие на кресте у римлян» находилось в Бруклинском музее, а в 2011 году было продано на аукционе в частную коллекцию. Даже не знаю, где можно хранить такую огромную картину в частной коллекции, её размеры 285 см × 398 см




Картина «Казнь заговорщиков в России» впервые экспонировалась на персональной выставке Верещагина в Вене в 1885 году под названием «Повешение». И сама картина, и репродукции с нее были запрещены к ввозу в Российскую империю. В 1891 году она была продана на том же аукционе, что и «Подавление индийского восстания англичанами» и, пройдя через несколько рук, куплена проживающим в России французским подданным Левитоном, которому удалось ее привезти в Петербург. Где, впрочем, через несколько лет ее конфисковали полицейские власти, и в конце концов она оказалась в Государственном музее Революции в Ленинграде (ныне Государственный музей политической истории России). Там в запасниках она пролежала много лет. Специально к данной выставке картину реставрировали и вот её впервые наконец можно увидеть!



Картины Верещагина при жизни всегда с огромным успехом экспонировались за границей, его выставки посещали тысячи посетителей, в Европе ходили слухи, что он номинирован на Нобелевскую премию мира. Но несмотря на мировое признание и популярность, в России к художнику относились прохладно, а после одной из выставок в Петербурге обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу.
С началом русско-турецкой войны "антипатриот" Верещагин вновь на фронте. Он видел штурм Плевны, в отряде Михаила Скобелева совершил переход через Балканы, участвовал в решающем бою под Шипкой. По окончании военных действий художник уехал в Париж, где в течение трех лет работал над новой картинной серией. Центральное место в ней заняла картина «Побежденные. Панихида» (1877 г.). Здесь изображен эпизод несчастливой битвы под Плевной, которой Верещагин был свидетелем. Тогда по вине командующих был почти полностью уничтожен русский полк.




После Балканской серии Верещагин долгое время не обращается к военной тематике. Он много путешествует, отправляется в Палестину, где делает наброски (нереализованных) евангельских сюжетов, затем, вернувшись в Россию, едет в Ростов, Кострому, Ярославль, пишет интерьеры древнерусских храмов.

"Внутренний вид церкви Иоанна Богослова близ Ростова Ярославского", 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Нельзя не обратить внимание на рамы, которые привлекают не меньше самих картин. Верещагин придавал им большое значение, все они авторские, заказанные у лучших резчиков.




Некоторые упрекают Верещагина в вульгарности - ишь, сколько золота! А вот по мне - ни капли! Рамы очень красивые, никакой пошлости я не вижу, а иногда это и настоящий перформанс! К примеру, портреты простых людей - старухи-нищенки или отставного дворецкого в обрамлении красивейших золотых рам, по площади больше, чем сам портрет - явно художественное высказывание, а не просто рама!

"Голова зырянина", 1894 г, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




После путешествия по русскому Северу Верещагин написал и опубликовал книгу «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей» (М., 1895). Жанр этой книги является весьма оригинальным по форме и содержанию: рассказ ведется от лица героя и сопровождается его портретом кисти Верещагина. Например, «отставной дворецкий, с большим юмором рассказывающий о том, как он ухитрился освободиться из крепостной зависимости, обманувши своего, забывчивого на исполнение обещаний, барина»




В самое сердце поразил меня Верещагин-рисовальщик!




Я в основном спокойно отношусь к рисунку и графике, а тут просто оторваться не могла, раза три обошла стенды с зарисовками




"В цыганском таборе около Керчи"




Видимо, рисунки Верещагина хранятся в запасниках, раньше в Третьяковке я их не видела. Спасибо выставке, такую прелесть для себя открыла. Прям аж каталог захотелось купить!

"Ойратский лама в защитниках-наглазниках (доктор-знахарь)"




Мне как раз в основном ведь интересны именно люди на картинах Верещагина, а не батальные сцены. А галерея образов и портретов, представленных на выставке, просто роскошна. Кстати, фотографировать было нельзя. Но смотрители зала были очень доброжелательны, злобными коршунами не налетали, поэтому я немного пофотографировала, конечно. Старалась снимать в основном те картины, которые привезли из других музеев. Но самая моя любимая картина Верещагина всё равно третьяковская)

"Богатый киргизский охотник с соколом", 1871 г.




Ну, и очень понравился раздел в виде мультимедийной экспозиции. Архивные фотографии и документы, которым обычно уделяется мало внимания, здесь довольно интересны: можно увидеть, как выглядели экспозиции Верещагина при его жизни, сравнить документальные фотографии с рисунками и т.п. Есть даже фотография взрыва крейсера, на котором погиб Верещагин!




Очень радует на каком уровне стали делать выставки. Выставка Серова была еще просто из картин, а теперь (начиная с де Кирико, наверное) выставки в Третьяковке становятся увлекательнейшим маршрутом!



Последнее путешествие Верещагина было на Дальний Восток и в Японию. 30 ноября 1903 года он возвращается в Россию и привозит несколько живописных этюдов, созданных с натуры и посвященных мирной жизни японцев.

"Японский нищий", 1903 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Картины из Японии написаны в какой-то новой манере, на стыке импрессионизма и реализма.

"Шинтоистский храм в Никко", 1903 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и поехал на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. “Одни, — писал Верещагин, — распространяют идеи мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок”. Художник погиб на своем боевом посту - с блокнотом и карандашом в руках.
Вот какая необычная личность Василий Верещагин. До выставки я почти ничего о нем и не знала. Теперь с удовольствием прочитаю книгу о нем и с его путевыми заметками. Точнее, уже начала читать! Очень интересный и непростой характер открывается. Пацифистом я его назвать, пожалуй, не могу. Слишком уж его влекла война. Но в итоге в картинах художника мы получили именно пацифистское высказывание. А это самое главное!



За выставку и книгу огромнейшее спасибо kry_katrin

Я осталась под большим впечатлением!!!

Comments

( 22 комментария — Оставить комментарий )
sergej_manit
29 апр, 2018 16:48 (UTC)
Сильно кланяюсь )
zet_isnotdead
29 апр, 2018 16:56 (UTC)
В Питере подобная выставка была в прошлом году, кажется)) К 175-летию
zet_isnotdead
29 апр, 2018 20:37 (UTC)
Теперь сильно кланяюсь я)) С удовольствием посмотрела! Многих картин в Москве не было... Еще раз спасибо)) Год назад я на Вас еще подписана не была, поэтому пост не видела.
sergej_manit
29 апр, 2018 21:02 (UTC)
- но чего то и у нас не было... и объектов...
Всегда рад )
wild_bee
29 апр, 2018 20:49 (UTC)
спасибо, очень интересно, даже захотелось приехать на выставку.

у нас в Пермском крае город назван в честь художника, так и называется - Верещагино. городок знаменит тем, что там станция железнодорожная, которую как раз посетил Верещагин в 1904 году во время следования на русско-японскую войну.
zet_isnotdead
30 апр, 2018 09:37 (UTC)
Выставка замечательная и продлится аж до 15 июля. Так что время есть!
wild_bee
29 апр, 2018 20:51 (UTC)
жители называют себя верещагинцы :)
zet_isnotdead
30 апр, 2018 09:38 (UTC)
По-моему, прекрасно!)
verbo_in_verbum
30 апр, 2018 07:51 (UTC)
когда-то в детстве меня сразил его "Апофеоз войны" в Третьяковке...
zet_isnotdead
30 апр, 2018 09:36 (UTC)
"Апофеоз войны" до сих пор поражает, кстати! Могу себе представить, какое впечатление он производил в 19 веке!
verbo_in_verbum
30 апр, 2018 07:52 (UTC)
О! пошли комментарии))) система проверяла, я робот или человек))))
zet_isnotdead
30 апр, 2018 09:10 (UTC)
Урра! Заработало! (с)
k_semiruchkina
30 апр, 2018 09:44 (UTC)
Люблю!
В Русском музее в Питере прямо часа два лазила по двум залам, там он постоянно висит)
Вообще баталистов больше всего люблю конечно, намного больше даже, чем всевозможные цветы.
Рамы у него, кстати, всегда богатые)
zet_isnotdead
30 апр, 2018 11:11 (UTC)
Богатые, но не кичевые!)
А я баталистов всегда не очень. Я больше у наших всякие жанровые сценки люблю, как у Маковского или Перова)
k_semiruchkina
4 май, 2018 18:54 (UTC)
Это да, тоже)
Но если где эпично, чтоб видно что победа, или вот уже после - тоже мне хорошо идет.
Вот да, именно что не китчевые, очень точное слово)
llueve1978
1 май, 2018 04:41 (UTC)
Спасибо за интереснейший рассказ.)
У кого-то я видела казнь по-английски. На жерлах пушек.
zet_isnotdead
1 май, 2018 07:23 (UTC)
Срочно вспоминайте - вдруг Вы видели как раз пропавшего Верещагина?!)
llueve1978
2 май, 2018 04:30 (UTC)
видела в школе)
вот, не вспомню на каком предмете показывали: на истории или литературе.))
репродукцию, конечно.
https://olt-z-s.livejournal.com/210577.html
zet_isnotdead
2 май, 2018 18:53 (UTC)
Большое спасибо за ссылку на пост! Очень интересно! Углубилась в изучение сипаев))
marishkap
2 май, 2018 14:56 (UTC)

Очень классная выставка!! Я не любитель батальных сцен, но какие у него рисунки, лица, поездки были интересные!! И как все это в итоге оформлено, очень классно!

zet_isnotdead
2 май, 2018 18:05 (UTC)
Один в один ощущения, да!)
( 22 комментария — Оставить комментарий )

Profile

я
zet_isnotdead
zet_isnotdead

Latest Month

Январь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Julie Kurylo