?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Егорьевские диковины

На прошлой неделе поехали по делам в Подмосковье и решили заехать в Егорьевск, посмотреть икону святого Христофора. В России фресок и икон этого святого с собачьей головой около десяти, и с посещением Егорьевска я закрыла цифру четыре пока. По пути побродили в Орехово-Зуевских лесах на тему грибов. Но погоды весь месяц стоят такие вёдрые, что никаких грибов от слова вообще. Ну, и ладно. Всё равно прекрасно погулять по лесу!




Старинный городок Егорьевск умеет удивить) Очень классная купеческая застройка, причем всё ухожено, чисто и красиво.




И не только купеческая




Исторический центр очарователен, хоть мы там, к сожалению, особо много не гуляли, я даже ни одной старой церкви не посетила!!! В общем, есть повод вернуться)




Нашей главной целью был историко-художественный музей. Он тоже расположен в симпатичном купеческом особнячке 19 века




Львы прохлаждаются в тенечке под балконом))




Еще дома я прочла, что В 2010 году Егорьевский историко-художественный музей вошел в число тридцати лучших музеев Европы. Я немного похмыкала скептически, но после посещения музея в этом можно не сомневаться!




Музей прекрасен и внешним своим оформлением с кучей интересного интерактива и своей необычной коллекцией, в которой чего только нет: стекло и фарфор, металл и шитьё, резная кость и фигуры святых из расписного дерева. Музей этот к тому же старейший музей Подмосковья, его основал в 1910 году местный фабрикант и меценат Михаил Бардыгин. Это он наполнил свою коллекцию всякими редкостями и обманками, диковинами и потешками, картинами с интересными сюжетами и самобытными зарисовками провинциальной жизни России XVIII-XIX веков. Картины в основном все неизвестных художников, так как это работы крепостных, которым запрещено было писать свое имя...

На картине "Казнь в присутствии императора Петра 1" мы видим казнь камер-фрейлины Екатерины I Марии Гамильтон, уличенной в убийстве своего незаконнорожденного ребенка. В 1719 г. Петр присутствовал при этой казни, а сразу после ее совершения поднял отрубленную голову Гамильтон и стал демонстрировать собравшимся устройство кровеносной системы человека. После казни голова, помещенная в спиртовой раствор, долго хранилась в Кунсткамере Академии наук.




Тема смерти в Егорьевском музее представлена довольно широко. От картин с похоронами и погребением до всяческих аллегорий.

Успение рабы Божией Анны, 1830 г., неизвестный художник



Скульптура Старик и смерть




Совсем недавно мы заметили на Рогожском старообрядческом кладбище в Москве на огромной колокольне барельеф - птицу Неясыть. Я изучила вопрос и оказалось, что это пеликан, кровью кормящий своих детей, символ самоотверженной родительской любви и воспитания. А раннехристианские писатели сравнивали пеликана, питающего своей плотью и кровью потомство, с Иисусом Христом, пожертвовавшим кровью своей ради спасения людей. Мы-то привыкли считать, что неясыть – это сова. А в стародавние времена это слово употреблялось куда шире. Как сказано в "Славянском бестиарии", славяне были склонны объединять под одним именем белого пеликана, журавля и аиста.
Вот неясыть-птица на старообрядческой колокольне.



А вот на картине в Егорьевском музее... Закон параллельной синхронизации в действии))




Вообще, Егорьевск и окрестности - один из центров старообрядчества, родина загадочного гуслицкого литья и гуслицкого письма. Так что немудрено, что собиратель миллионер Бардыгин смог заполучить в свою коллекцию редчайшую икону святого Христофора. Изображения собакоголового святого были запрещены православной церковью, а старообрядцы продолжали чтить его память. Вот она, моя прелесть, из-за которой мы и приехали.



Вообще же собрание икон в Егорьевском музее необычное. Многие из них смесь иконы и лубка. Меня заинтересовала икона, которая показывает разницу атрибутов и обрядности православной церкви и старообрядческой.
Рассмотрим фрагменты поближе. Мы видим два типа распятия, кресты (восьмиконечный - старообрядческий и четырехконечный - православный), троеперстие и двуперстие, старые и новые архиерейские потиры, жезлы , престолы.






Моя любовь - деревянные святые. Так много сразу я еще ни разу не видела!




Иоанн-креститель забавный




А вот деревянный царские врата. Ну, просто шедевр!



Фрагменты))




В Егорьевском музее есть также резные иконы из моржового клыка, очень красивые, кажется, я таких никогда не встречала...
Икона "Се человек", 19 век, Архангельская губерния




Да, тут просто отличная коллекция изделий из кости, где находятся две исключительных по тонкости работы второй половины XVIII века с портретами князей, царей и императоров России.




Немножко образовательной анатомии))




Нешуточные страсти разгорелись у меня в инстаграм, когда я выложила фото костяной блохоловки)) Мы пытались отгадать, как пользоваться сим девайсом. Сейчас вот прочла, что внутрь блохоловок в качестве приманки для насекомых клали небольшой кусочек ткани, пропитанный мёдом, кровью, смолой или душистыми веществами. Заползшее внутрь насекомое прилипало к приманке.




В Европе, кстати, в те далекие времена большое распространение приобрел «блошиный мех» — носимый на руке или возле шеи кусочек меха, куда, по мысли средневековых дам, должны были собираться блохи, и откуда их можно потом вытрясти куда-нибудь на землю. Начиная с XVI века, куницы, хорьки, горностаи и крохотные собачки служили своим хозяйкам живыми блохоловками, защищавшими их от надоедливых насекомых. У мелкого зверя температура тела выше, чем у человека, блохи устремлялись на бедное животное. Помните картину Леонардо Да Винчи «Дама с горностаем»? Думаю, симпатичный зверек выступает там как раз как "блошиный мех"...

Суперская коллекция цветного стекла и хрусталя русских заводов. Есть витрины с подсветкой и музыкой под названием "Феерия света". Очень красиво. В собрании представлены лучшие изделия российских заводов, изготовленные в XVIII- начале XX веков. Коллекция отражает все технологии и значимые периоды развития стеклодувного производства.
Бутылка-поросенок



Пой, пей - увидишь чертей!;)



Нехилые маслёнки))




Самовар-кофейник!!!



Короче, в музее просто тонные всякого интересного. Всего 100 км от Москвы, и вы в чудном затейливом месте. Рекомендую от души!)

Comments

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
klausnick
12 сент, 2018 17:05 (UTC)
(восьмиконечный - старообрядческий и четырехконечный -
Не наоборот?
zet_isnotdead
12 сент, 2018 17:29 (UTC)
Re: (восьмиконечный - старообрядческий и четырехконечны
Да вроде у старообрядцев именно восьмиконечный крест.
romanetto
12 сент, 2018 17:42 (UTC)
Архитектура классная, музей любопытный, ну а ты замечательно выглядишь)
zet_isnotdead
12 сент, 2018 17:43 (UTC)
Ой, спасибо большое! Особенно за последний комплимент:)
k_semiruchkina
12 сент, 2018 19:59 (UTC)
Вот такое люблю! Когда всего много, разного и такого, что нечасто вообще где-то увидишь. Класс, все экпонаты прекрасные, церковь вот эта сверху вообще конечно. Такая старина самая крутая, ибо самая крепкая, но и красивая всегда)
zet_isnotdead
12 сент, 2018 20:25 (UTC)
Да, радио может наведаться при случае туда. Довольно уникальный музеум, действительно, не ожидаешь от небольшого совсем городка такого!
k_semiruchkina
13 сент, 2018 09:15 (UTC)
Вот! Если в выходные будет нормальная погода и туда недорогая электричка есть (дорогую не надо, как вон есть чуть не 400 оублей в один конец), то сходим! По вашим следам и вообще что за город такой, знаю, что там что-то производят, то ли молоко, то ли конфеты, но вот же еще сколько всего)
zet_isnotdead
13 сент, 2018 10:00 (UTC)
Кажется, там мясокомбинат какой-то известный, вроде колбасу выпускает
k_semiruchkina
13 сент, 2018 10:34 (UTC)
А, наверно! Потому что точно есть что-то егорьевское в магазинах, а что - не помню, колбаса значит)
kozhev
12 сент, 2018 20:07 (UTC)
МНЕ ТУДА НАДО!!

Очень круто, спасибо.
zet_isnotdead
12 сент, 2018 20:22 (UTC)
Ага, симпатичное местечко!
marishkap
12 сент, 2018 20:48 (UTC)

Не музей, а кладезь экспонатов просто необычайных! Какое изделие из кости, мммм!!! Анатомия, картины специфические.. вообще! Теперь буду иметь в виду, что такое есть и недалеко от Мск!

zet_isnotdead
13 сент, 2018 07:37 (UTC)
Уверена, что тебе понравится!!!)
frau_ru
13 сент, 2018 06:47 (UTC)
Блохоловки произвели впечатление. :)))
Музей интереснейший!! Если бы жила где поближе, уже бы продумывала маршрут. :)
zet_isnotdead
13 сент, 2018 07:37 (UTC)
Да я вот даже уже продумываю повторить при случае)
kry_katrin
13 сент, 2018 09:05 (UTC)
Я была в этом музее. Приятно еще раз посмотреть на фотографии. Музей прекрасный. Там я впервые увидела икону св. Христофора. Раньше даже и не слышала про такого.
zet_isnotdead
13 сент, 2018 10:20 (UTC)
Я первый раз увидела в Ростовском Кремле лет 5 назад и была под большим впечатлением, тогда и заинтересовалась.
karpusha
20 сент, 2018 20:51 (UTC)
музей удивил! особо не фанатею от религиозной тематики, а тут столько интересного!
возьму на заметку)
zet_isnotdead
21 сент, 2018 08:50 (UTC)
Да тематика там не только религиозная же! Полно предметов быта забавных
( 19 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я
zet_isnotdead
zet_isnotdead

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Julie Kurylo