?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ждали!

Сегодня в Новой Третьяковке открылась выставка Ильи Репина (1844—1930), это самая большая выставка мастера в истории. Более 300 работ! Причем зрителям покажут не только знаковые картины художника, но и совсем неизвестные работы, несколько полотен впервые прибыли в Россию из музеев Финляндии и Чехии.
А я вчера побывала на предпоказе и невероятно кайфанула от того, что людей было не очень много (телевидение, пресса и т.д.), перед картинами никаких толп и можно вовсю наслаждаться живописью одного из моих любимейших художников. Репин - практически мой земляк, родился в Харьковской области в городе Чугуев. Точнее, раньше этот город входил в состав Белгородской губернии Российской империи, потом Харьковского наместничества, а затем стал числиться за Курской губернией. В общем, земляк!)
Я позирую на фоне картины "Крестный ход в Курской губернии", 1881–1883, ГТГ




Картина изображает крестный ход, сопровождающий чудотворную Курскую Коренную икону Божией Матери, которую переносили ежегодно в 9–ю пятницу по Пасхе из Знаменского собора в Курске в Курскую Коренную пустынь, где икона пребывала до 12–го (24–го) сентября, после чего возвращалась в Курск. Курск и Коренную пустынь разделяет 29 километров. Путь этот, запросто проходимый любым крестьянином за день, казался непосильным для неприученного к такой физической нагрузке духовенства. Курский архиерей не сопровождал икону даже до городской черты. Там же отчаливало и курское духовенство. Для дальнейшего сопровождения иконы путь разбивался на четыре отрезка, на каждом из которых икону сопровождало сельское духовенство: благочинный, шесть священников и четыре диакона. И только у самого монастыря крестный ход встречала его братия с архимандритом.
В свое время я возила студентов и в Знаменский собор в Курске и оттуда в Коренную пустынь. Правда, чудотворной иконы мы не видели, так как ее после революции вывезли в США и там она и осталась. Тем не менее с нее есть много списков, да и монастырь нам понравился, чудное уютное местечко.
«Богомолки-странницы. Этюд к картине «Крестный ход в Курской губернии», 1878, ГТГ




Напротив картины «Крестный ход в Курской губернии» находится другая картина на ту же тему - "Крестный ход в дубовом лесу". Это произведение Репин писал чуть менее 50 лет. В 1924 году оно было продано художником чешскому коллекционеру и в настоящее время хранится в одном из художественных музеев Чехии. Эта картина представлена российскому зрителю впервые.




Еще одна картина, неким образом перекликающаяся с крестными ходами - "17 октября 1905 года", (1907, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Дата для меня знаковая, не могла не сфотографировать:)
На картине изображены люди, объединенные празднованием вышедшего Манифеста, который лег в основу первой российской конституции, положив начало демократическому устройству государства, даровав народу гражданские права и свободу слова, собраний, создания союзов и общественных организаций, избирательное право всем сословиям.




А сразу на входе нас встречает немного фламандский "Автопортрет за работой" (1915 год), его привезли из Национальной галереи Праги.
У Репина в 1890-е годы начались проблемы с правой рукой. Он продолжал ей писать, но щадил ее и научился писать левой. Какие-то важные места в своих картинах он писал правой, несмотря на боль и запреты врачей — те рекомендовали длительные периоды отдыха для правой руки. Репин изобрел подвесную палитру, которая крепилась на поясе ремнями.




Тут должна была висеть картина "Иван Грозный и сын его Иван", но увы! Неизвестно, сколько еще будет длиться реставрация...




Кстати, после кражи на выставке Куинджи здесь для каждой картины установили скрытый датчик, который среагирует, если подойти ближе чем на 30 сантиметров. Видите черную полоску на полу? Я вчера ее переступила, чтобы сфотографировать описание картины, сразу запикало, и мне сделали замечание. "Пусть Репин и был одним из самых известных передвижников, на время выставки в Новой Третьяковке ни одна его работа точно с места не сдвинется,"- пообещала Трегулова.




Картина справа на фотографии выше собрала вчера гору комментариев в моем инстаграм. Она называется «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», (1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). А всему виной юноша в розовом платье. Почему такая женственная туника? Ну, видимо, такие тогда носили. Николай-то чудеса свои совершал в начале 4-го века. В общем, опасения комментирующих об ориентации юноши не подтвердились. Я нашла инфу, что к казни мужчин приговорили по ложному обвинению во взяточничестве. В качестве модели этого эпатирующего персонажа выступил писатель, философ и по совместительству муж Зинаиды Гиппиус Дмитрий Мережковский.
А согласно легенде, эта картина Репина, купленная Александром III на 17-й передвижной выставке, повлияла на решение императора создать Русский музей...




Чтобы зрители могли увидеть одно из самых масштабных предреволюционных полотен Репина, «Юбилейное заседание Госсовета» лишь второй раз за 100 лет покинуло стены Русского музея.
Размер картины 32 квадратных метра. Даже не знаю, как она транспортировалась... Это самый огромный коллективный портрет в истории русской живописи. Каждый из 80 человек — реальный.
Я, правда, эту картину особо не люблю. Зато на фото видно, как классно было вчера на выставке без толпы!




Еще одно масштабное полотно из Русского музея - "Садко" (1876). Эта картина была написана во время поездки Репина в Европу. Около трех лет он прожил в Париже.



"Садко" - сказочная завораживающая картина, видно, что Репину любой жанр по плечу. Я же в первую очередь люблю его как портретиста. На выставке представлено столько портретов, что я насладилась сполна!
Чудесная яркая "Негритянка", написанная в один год с "Садко", значит, тоже в Париже.




Не менее яркая "Украинка" (1875 год)




А вот в украинском костюме Драгомирова Софья Михайловна (1871–1953) – дочь Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора.



Этот портрет написан в мастерской Репина в Петербурге. Софья Михайловна позировала, когда ей было 18 лет. Известно, что тогда же в мастерскую пришел ученик Репина Серов и тоже изъявил желание написать Софью (портрет кисти В. А. Серова хранится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань).




В доме Драгомировых оба портрета – и серовский, и репинский – висели рядом. Вот такой интересный "баттл". Вы за кого?)

Репин много рисовал своих близких - родителей, брата, жену, детей. Первый брак художника длился пятнадцать лет. За эти годы Вера Алексеевна родила четверых детей.
На этом портрете Вере еще 14 лет, Репин только познакомился с ней, спустя 3 года она стала его женой.
"Портрет В.А. Шевцовой", 1869, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




А это младшая Вера Репина - старшая дочь, её портретов отец создал особенно много.
Очень оригинальный портрет 1986 года, Вера как будто за раму картины держится... Здесь ей как раз тоже 14 лет, как на портрете выше ее матери.




Со временем брак художника совсем разладился, Вере Алексеевне был чужд салонный образ жизни мужа, ее больше интересовало домашнее хозяйство, дети. Искусство ее мало привлекало.
С именем Натальи Нордман связаны следующие 15 лет жизни Репина. Портрет экстравагантной Нордман я увидела в прошлом году на выставке "Жены" и очень она мне понравилась: писательница, фотограф, знала 6 языков, боролась за права женщин, ратовала за 8-часовой рабочий день, пожимала руку швейцарам в гостиницах и поздравляла с праздниками лакеев.
А на этом автопортрете супруги изображены на балконе-мастерской их дома в дачном поселке Куоккала недалеко от Санкт-Петербурга. Именно Нордман придумала название их общему дому — «Пенаты» (по наименованию богов-хранителей и покровителей домашнего очага в древнеримской мифологии).
"Автопортрет с Н.Б. Нордман", 1903, Атенеум, Хельсинки




В галерее портретов не могу обойти любимого Льва Николаевича. Репин был с ним дружен, часто приезжал в Ясную Поляну, делал зарисовки. Все известные работы вы знаете, мне в этот раз особенно запал вот этот, тут Л.Н. какой-то очень трогательный.
"Лев Николаевич Толстой в розовом кресле", 1909, Государственный музей Толстого, Москва




"Лев Толстой за работой", 1891




Как видим, Репин был отличным рисовальщиком. На выставке очень хорошо представлена его графика! Этот раздел можно будет увидеть только в течение 3-х месяцев, потом он выставку покинет.
Я не могла пройти мимо зарисовки "Мигрень" (1902 год, Атенеум, Хельсинки), моей скорбной подруги:((( Вчера вечером как раз страдала от нее. Уж не оттого ли, что сделала эту фотографию???




А вот вам, пожалуйте, Мережковский, но уже без платьица:)))




Ну, и Гиппиус евойная пущай тогда тоже здесь будет:)




Почему-то не ожидала встретить от Репина обнаженку не в античном сюжете, но она была!;)




А, чуть не забыла - на выставке удивили несколько картин в монохроме. Не эскизы или наброски, а именно полноценные полотна.

Портрет В.В.Пушкаревой, 1899 год, Атенеум, Хельсинки




В последнем разделе выставки представлены поздние работы мастера.
Ни разу не видела эту картину в Третьяковке...

"Самосожжение" Гоголя", 1909




Совершенно загадочный портрет некой Ксении Болеславовны Болеславской (1913 год, Нижегородский художественный музей). В описании картины стоит, что это внебрачная дочь Репина. Никакой информации об этом я не нашла...




В 1918 году поселок Куоккала вошел в состав Финляндского государства. Живя безвыездно в «Пенатах», Репин оказался отрезанным от России. Волею судьбы он превратился в эмигранта, трудно и тяжело переживая неустроенность быта, голод, холод в доме. В советскую Россию Репин больше не вернулся, происходящие там события казались ему пугающими...

"Большевики", 1918, Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Санкт-Петербург




У художника часто не было холстов и в последние годы он писал на линолеуме...
Внизу картины "Дезертир" (1917 год, Витебский областной краеведческий музей, Беларусь) как раз виден узор линолеума.




"Автопортрет" (1920, Музей-усадьба «Пенаты», Санкт-Петербург) тоже на линолеуме.




Ну, и последняя масштабная картина Репина, над созданием которой он работал несколько лет. И опять на линолеуме.

"Гопак. Танец запорожских казаков", 1926-1930, Частное собрание, Москва




Последние результаты исследований картин художника посредством макросъемки, рентгенографирования, съемки в ИК и УФ диапазонах представлены на третьем этаже в специальном разделе выставки. Репин часто правил, менял, счищал и переписывал неудачные фрагменты, многократно, иногда на протяжении нескольких десятилетий, возвращался к картинам. Говорят, даже тайком проникал в Третьяковку и что-нибудь дописывал на своих картинах... Работу "Не ждали", к примеру, менял бесчисленное количество раз. Все это можно увидеть на экранах мониторов, выглядит интересно, но немного пугающе...
Вот такая замечательная выставка. Я осталась очень довольна, всегда любила Репина и мне его много не бывает!:))
Special great thanks kry_katrin
P.S. Вчера, кстати, узнала, что вход на выставку в этот раз только по электронным билетам, никакой живой очереди!

Метки:

Comments

( 36 комментариев — Оставить комментарий )
mi_ta_pe
16 мар, 2019 18:23 (UTC)
Поздравляю! Феноменальное событие!
Рада за Вас очень.
zet_isnotdead
16 мар, 2019 18:26 (UTC)
Ага, спасибо! Я сама невероятно довольна!)
kry_katrin
16 мар, 2019 19:22 (UTC)
Я очень рада, что ты сходила на выставку и сейчас даже немного завидую тебе, что тебе это удалось увидеть в спокойствии и без толп. Я была занята и не смогла пойти, жалко. Я конечно посмотрю ее позже, но уже не так комфортно :)
Очень понравились два портрета Софьи в украинском костюме.
Картины из Атенеума я как-то раз видела на выставке в Таллине, мне повезло попасть туда как раз на выставку Репина.
Очень хочется тоже посмотреть, скорее всего там много необычного будет.

И да, в этот раз принято решение отказаться от живой очереди, и билеты можно приобрести только заранее и только по интернету или в кассах, но не в тот же день. Я слышала, что до конца марта все билеты уже распроданы...
zet_isnotdead
16 мар, 2019 19:27 (UTC)
Огромное спасибо за приглашение!!! Я просто счастлива была!
У Софьи, кстати, столько крестов на шею навешано, удивительно просто!)

А ваш отдел не принимал участия в подготовке? Раздела с документами нет никакого на этот раз...
(без темы) - kry_katrin - 16 мар, 2019 20:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zet_isnotdead - 16 мар, 2019 20:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kry_katrin - 16 мар, 2019 20:12 (UTC) - Развернуть
frau_kam
16 мар, 2019 19:39 (UTC)
Спасибо за чудесный обзор! Иду с подругой 26-го.Читаю "Далёкое близкое", готовлюсь)
zet_isnotdead
16 мар, 2019 19:42 (UTC)
Спасибо, жду ваших впечатлений!)
А "Далекое и близкое" я читала пару лет назад, мне особенно там эссе про художников понравились. И про создание картины "Бурлаки на Волге" тоже интересно.
llueve1978
17 мар, 2019 05:12 (UTC)
спасибо!
papa_nin72
17 мар, 2019 05:46 (UTC)
классные у репина картины , сегодня разглядел. вчера , когда пост только вышел, не смог оторвать взгляд от твоего шарфа. так и пялился, пуская слюни, пока не уснул
zet_isnotdead
17 мар, 2019 06:28 (UTC)
Ха-ха, ой, я не могу!)) Чота насмешил)))
marishkap
17 мар, 2019 09:21 (UTC)

Выставка без толп - это отдельное ни с чем не сравнимое удовольствие! Интересно насколько будет жестко у меня в след Вс ))
чб картины понравились и рисунки! А уж это розовое платьице...))

zet_isnotdead
17 мар, 2019 09:55 (UTC)
Я не думаю, что очень жестко, так как без живой очереди, а по сеансам только. Ну, и Новая Третьяковка просторна, это не закутки в Лаврушинском. Так что, думаю, такое как с Куинджи вряд ли будет.
kobrochka1
17 мар, 2019 09:35 (UTC)
Обязательно сходим!
zet_isnotdead
17 мар, 2019 09:56 (UTC)
Такое событие нельзя пропустить!)
capat
17 мар, 2019 11:21 (UTC)
Очень интересный рассказ!
nur_so
17 мар, 2019 12:14 (UTC)
Спасибо! Очень интересно! С удовольствием посмотрела.
blincom_de
17 мар, 2019 17:49 (UTC)
интресно, спасибо!!!

и тебя, кажись, до этого не видела в светлом облике :)
zet_isnotdead
17 мар, 2019 18:57 (UTC)

Видимо, свет как-то не так падал, ибо я уже лет 10 в светлом облике))

(без темы) - blincom_de - 17 мар, 2019 19:28 (UTC) - Развернуть
yasnaya_luna
17 мар, 2019 18:53 (UTC)
Если говорить о Драгомировой, то я за Серова (и за Агату Кристи с ее "Восточным экспрессом").
Смотрели сегодня репортажи с открытия выставки, где нас попытались убедить, что на Репина надо посмотреть не как на автора привычных нам полотен, но я поняла, что не хочу я на него иначе смотреть. Мне не нравятся крестные ходы и с ними перекликающиеся картины, "Николай Мирликийский" и религиозная тематика у Репина. Люблю "Стрекозу", портрет Тургенева, портреты вообще, исторические полотна про бурлаков, казаков и боярыню.

Почему-то художники любят замахнуться на что-то массовое, полагая это своим важным и мудрым трудом, а на выходе получается пшик. У Нестерова так же получилось с "Душой народа" - картина с претензией, но слабая.
zet_isnotdead
17 мар, 2019 20:21 (UTC)
Я на Репина посмотрела со всех сторон)) Я тоже больше всего его люблю как портретиста. Просто в посте старалась в основном выложить то, что привезли из других музеев, а не то, что висит в Третьяковке, это и так все видели. А так-то я тоже люблю и Бурлаков, и Запорожцев, и Не ждали!
З.Ы. А какую боярыню?
(без темы) - yasnaya_luna - 17 мар, 2019 20:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zet_isnotdead - 17 мар, 2019 20:25 (UTC) - Развернуть
vare4ka70
17 мар, 2019 19:51 (UTC)
Садко обожаю, там такие цвета, что бесконечно можно смотреть.
Некоторых картин вообще никогда не видела, как вот ту, с розавиньким мужичком.
Большевиков явно недолюбливал!))
zet_isnotdead
17 мар, 2019 20:23 (UTC)
Да он их опасался сильно, но так и не увидел. Это всё его фантазии)) Так-то его сильно звали назад в Россию, но он поостерегся, хоть в своей Куоккале тоже не фонтан у него было житье...
(без темы) - vare4ka70 - 17 мар, 2019 20:26 (UTC) - Развернуть
klausnikk
18 мар, 2019 07:43 (UTC)
вывезли в США
Пусть вернут!
zet_isnotdead
18 мар, 2019 08:39 (UTC)
Re: вывезли в США
Ага, вернут!) Они себе под Нью-Йорком даже новую Коренную пустынь сделали))
akatov99
26 мар, 2019 13:20 (UTC)
Прекрасный обзор.Кстати, вопрос?
Картины гения:национальное достояние, т.е должны радовать его компатриотов.
Однако, в иностранной собственности они (И.Репин-самый распространенный на Западе классический русский художник) пропагандируют соответствующую цивилизацию.
Например, итальянских художников Возрождения и французских импрессионистов растащили по всему Свету, что весьма способствовало популярности их и соответствующих стран с ростом туристических доходов.
Так что же лучше:оставлять или распространять?
zet_isnotdead
26 мар, 2019 16:45 (UTC)

Вопрос касается именно картин Репина? Конечно, оставлять.

( 36 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я
zet_isnotdead
zet_isnotdead

Latest Month

Июнь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Julie Kurylo