zet_isnotdead (zet_isnotdead) wrote,
zet_isnotdead
zet_isnotdead

Categories:

Революция за дверью

За прошедший месяц я успела съездить на две недели в Белгород, остальное время провели на даче. В Белгороде меня как-то попустили панические атаки насчет коронавируса, там все незамутненные и не парятся. И подсмеивались над моей маской. В поезде тоже все как один были без маски. Я первый час лихорадочно протирала поверхности вокруг себя, потом успокоилась. И после визита в Белгород, видимо, так осмелела, что на днях даже спускалась в метро! Впервые за полгода. Благо, повод был значительный - в музее Русского импрессионизма продлили выставку Юрия Анненкова "Революция за дверью", а я на нее всё до карантина собиралась, но так и не сходила в итоге. Так вот, в метро я ехала не в час пик, народу было мало, в масках примерно 65% населения. Я в их числе, конечно же! Хотя я вообще не маскаортодокс, в супермаркетах не надеваю уже, только вот в общественном транспорте...
Полгода воздержания дали о себе знать - на выставке довольно сильно кайфанула. Всё же мне такого очень не хватало. Итак, Анненков. Творчество его мне было в основном знакомо по портретам Ахматовой, Пастернака и прочих. А тут ознакомилась со всем спектром его таланта. Как всегда в этом музее, оформление выставок просто на высоте, очень мне нравится, как кураторы подходят к своему делу.




Юрий Анненков (1889-1974) - внук декабриста и сын ссыльного народовольца, родился в Петропавловске-Камчатском. Позже семейство Анненковых проживало в Куоккале, рядом с дачами Репина, Горького и т.п. С ними со всеми Анненков был знаком с юных лет. Свой творческий путь, как и большинство художников начала 20 века, он начал с импрессионизма.

Зимний пейзаж, 1910 г., ГТГ




Дальше, как и у всех, тоже эксперименты с новыми жанрами - кубизм, футуризм, символизм, экспрессионизм и прочая. А я так люблю весь наш авангард начала века, что эта выставка прям специально для меня!:)

Автопортрет, 1919 г. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро




Два года жизни в Париже даром не прошли;) Где-то прочла, что техника нашего кубизма называется подкубливанием)))

Июнь. Лес. 1918 г. ГТГ



Симпатичные детали, или прикольное признание художника в любви. Кто знает, тот поймет, как говорится)))




Следующий тематический раздел на выставке - Иллюстрации, и это просто блеск! Анненков иллюстрировал многие произведения, в частности, стихи Чуковского, поэму "Двенадцать" Блока. Иллюстрации мы рассматривали долго, столько потрясающих и смешных деталей!

Эскиз иллюстрации к книге Корнея Чуковского "Мойдодыр", 1922-1923 гг. Частное собрание




Жыве Беларусь!)




"Пробежала уже не молодая, с короткими ногами женщина" Эскиз иллюстрации к книге Юрия Юркуна "Дурная компания", 1917 г. Государственный литературный музей




Портреты - моя слабость, а в исполнении Анненкова они так точны, оригинальны и самобытны! Всем известный портрет Ахматовой 1921 года. Вариант этого портрета в красках был продан в 2013 г. на аукционе «Сотбис» в Лондоне за 1,38 млн. долларов.




А вот в чем-то пророческий портрет Айседоры Дункан, с которой художник довольно часто встречался во время ее пребывания в России, он делал какие-то эскизы костюмов для ее танцевальное школы. В 1924 году и Дункан, и Анненков навсегда уехали из России (нет-нет не вместе, просто в один год:)) В Париже они неоднократно встречались. На автомобиле, в котором в 1927 году погибла Айседора, Анненков тоже попадал в аварию: её шофёр повёз художника после ужина домой, и они куда-то врезались. Анненков отделался ушибами. Несчастливая машина...

Портрет Айседоры Дункан, 1921 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля




Близким другом Анненкова был писатель Евгений Замятин. Вот что писал о нем Корней Чуковский: «У Евгения Ивановича Замятина была простительная маленькая слабость: он стилизовал себя под английского шкипера. Курил трубку, сплевывал, как истый йоркширец, часто приговаривал “олл райт” и, напуская на себя британскую флегму, слушал и говорил, не меняясь в лице. Но лицо у него было тамбовское, глаза наивные, деревенские, с хитрым прищуром, темно-русые буйные волосы никак не хотели улечься в английский пробор. В качестве инженера-кораблестроителя он незадолго до революции был командирован в Нью-Касл и Глазго, откуда и вывез свои британские манеры и повадки». Всё это художник Анненков метко подловил:)

Портрет Евгения Замятина, 1921 г. ГТГ




Анненков был допущен в Святая святых – в Кремль - к Ленину, Троцкому, Зиновьеву, Каменеву, Луначарскому и другим лицам советской политической элиты. Ему было доверено сделать их портреты, за один из которых – портрет Ленина – он получил первую премию. Он создал "иконостас" новой власти большевиков. Эта часть выставки оформлена отдельно, в виде красного круга в центре зала.




Шикарно изданный альбом с портретами советских лидеров вышел в свет в 1926 году и назывался "17 портретов", но почти сразу же по приказу Сталина тираж был изъят из всех магазинов, а почти все его герои перекочевали в разряд врагов народа. Так были уничтожены не только рисунки, но и те, кто на них... Исключение составили только Клим Ворошилов и Анатолий Луначарский.
Сохранилось всего лишь несколько экземпляров альбома. Анненков писал: "Сразу же после напечатания моего альбома я получил в Париже, через советское полпредство, пять авторских экземпляров и четыре раздарил знакомым. Пятый же экземпляр сохраняется у меня до сих пор. В 1956 году, сразу после десталинизации, приезжал ко мне один американский библиофил и предлагал мне за него 600 000 (старых) франков. Я отказался продать альбом». Возможно, именно этот пятый авторский экземпляр был продан наследниками художника на аукционе Sotheby’s в мае 2002 года.

"Портрет Григория Зиновьева", 1924 г., репринт, собрание Венгеровых




Мне очень понравился портрет Горького, особенно на волне моего нынешнего интереса к писателю. Неплохо переданы постреволюционные настроения и сомнения Алексея Максимовича.

Портрет Максима Горького, 1920 г. Музей А.М.Горького Института мировой литературы РАН.




Очень много работ художник посвятил своим женщинам, а их, надо сказать, у него было немало... Первой его женой была танцовщица Елена Гальперина, она обучалась в школе танца Айседоры Дункан. В Петрограде она танцевала в постановках, оформленных Анненковым в театрах "Кривое зеркало", кабаре "Привал комедиантов" и "Балаганчик".

Плясунья в пейзаже. Из футуристического альбома, 1914-1915 гг. Ярославский художественный музей




Со своей второй женой, актрисой Валентиной Мотылевой, Анненков эмигрировал в 1924 году во Францию. Валентина, кстати, была подругой первой жены художника, Анненков несколько лет разрывался между двумя женщинами. С Валентиной он прожил в Париже больше 10 лет, а потом ушел к очередной красотке.

Портрет Валентины Мотылёвой, 1921 г. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина




Следующий портрет притягивает ваш взор на выставке с неимоверной силой. Называется он Портрет неизвестной, но при этом всем было известно, кто это:)) Это Марианна-Мария Анна Эриковна Зарнекау, урождённая фон Пистолькорс, постоянная героиня светской хроники сначала в России, а потом и во Франции. В 1916 году она подозревалась в причастности к убийству Григория Распутина, а еще распускала некрасивые сплетни про императрицу. Даже какое-то дело за это ей инкриминовали. После эмиграции в Европу она играла на сцене под псевдонимом Марианна Фьори, перед Второй мировой уехала в США, продолжив артистическую карьеру на Бродвее и снимаясь в кино.

Портрет неизвестной в зеленом на фоне Эйфелевой башни, 1924 г. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск



Сам Анненков тоже был связан с кино довольно тесно. Начиная с 1933 года и на протяжении последующих 30 лет он в качестве художника по костюмам создавал образы для звезд французского кино. Своей работе на кинопроизводстве художник посвятил книгу "Одевая кинозвезд". С 1945 по 1955 год он был президентом Французского синдиката кинематографистов. В 1955-м году Юрия Анненкова номинировали на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…».
С Жераром Филипом Анненков работал на съёмках четырёх кинолент: "Идиот" (1946) по роману Достоевского, "Пармская обитель" (1948) по Стендалю, "Карусель" (1950) и "Монпарнас, 19" (1958). В фильме "Монпарнас, 19" Жерар Филип играл главную роль - Амадео Модильяни. Анненков, знавший лично Модильяни и других художников Монпарнаса начала века, оказался и автором костюмного образа Амедео - Филипа, и консультантом киноленты.

Модильяни. Эскиз костюма к фильму "Монпарнас, 19", 1956 г. Собрание Михаила Сеславинского.




Хотя мне, конечно, интересней театральные работы Анненкова в СССР; после революции плакаты и эскизы для спектаклей - это что-то шедевральное. За полвека работы в качестве сценографа и художника по костюмам Анненков оформил более 70 постановок в России и Франции. Он был также теоретиком авангардного театра. В своих статьях он излагал концепции, близкие к экспрессионизму, являлся автором первых подвижных декораций.

Афиша к спектаклю Бунт машин, 1924 г. Большой драматический театр. Петроград. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина




А вот очень смешной занавес для летнего театра:)))




Последний раздел выставки посвящен французским работам Анненкова.

Автопортрет с бутылкой сельтерской, 1930-е. Галерея Наши художники




Зловещая Венеция...

Палаццо Дарио, 1930-е. V-A-C Collection




Картина с апельсинами, зачаровавшая меня своими яркими красками. Жаль, на фото не видно, как она сияет.

Натюрморт с апельсинами, 1926 г. Галерея Наши художники




Вообще же, в работах своего французского периода Анненков уже не такой задорный, как перед и после революции в России.

Старуха, 1925 г. Центр Жоржа Помпиду, Франция




Женский портрет, 1929-1930 гг. Частное собрание




Анненков прожил 84 года и умер в Париже в 1974 году.

Интерьер, 1930 г. Музей АРТ4




Вот такая замечательная выставка в замечательном музее. Очень рада, что попала на нее, несмотря на всякие пандемии. В фойе еще можно насладиться анимированным коллажем по произведениям художника.

Tags: выставка, карантин-с
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments